Обратный звонок
Мы в других городах

Интеллектуальное развитие
Информация
Внутренняя территория




В данный момент прохожу курс "Скорочтение, развитие памяти" в центре интеллектуального развития Amirra. Во-первых, очень теплая обстановка, что немаловажно для меня. Во-вторых, курс реально заставляет мозг усердно работать. Запоминание, концентрация улучшаются на глазах. Начинаешь видеть свои слабые и сильные стороны, которые в последствии можно и нужно развивать. Мне, как скептику, тяжело даются некоторые моменты в занятиях, но без труда не вытянешь и рыбки из пруда. Если Вы хотите развить свои возможности и поразиться тому, что вы умеете - этот курс для Вас.

Женя






Что такое артикуляция?

Исследования Н. И. Жинкина показали, что чтение, по существу, два одно­временных процесса — приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменную речь (текст) человек принимает и перерабатывает. По окончании чтения читатель формирует свое представление о прочитанном: как бы выдает результат обработки текста, в которой непременно принимают участие рече­вые процессы. Именно от того, как они организованы, зависит скорость чтения.

Возможны три основных способа чтения.
Первый способ—артикуляция, или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ—чтение про себя, при котором ре­чевой процесс проявлен в форме внутренней речи, т. е. без открытой артику­ляции. Текст при этом усваивается более эффективно. Способ в принципе допускает быстрое чтение. И наиболее совершенный способ чтения —тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она про­явлена в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.

Итак, артикуляция замедляет процесс чтения и от нее необходимо изба­виться. Однако не приведет ли сокращение артикуляции при повышении ско­рости чтения к снижению качества восприятия и осмысления получаемой информации? Как показали исследования психологов, иногда при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами, целые группы слов—одним словом.

Быстро читающие люди обладают способностью, не проговаривая читаемый текст, сразу улавливать и фиксировать замысел автора, а затем усваивать его на уровне внутренней речи. В этом случае, несмотря на высокую скорость чтения, происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного, так как основ­ная идея понятна с самого начала. Задачу научиться такому чтению можно решить в два этапа. Первый предполагает сокращение артикуляции, если она ярко выражена, второй—овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информативными блоками.

Как известно, людей по способу восприятия и переработки информации делят на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речедвижений. Наблюдения за людьми, читающими быстро, показывают, что они, как правило, относятся к зрительному типу. Вот, например, как описывает О. Бальзак процесс быстрого чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения достигло у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы». Направленным обучением можно практически любого здорового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов при соответствующем сокращении артикуляции.

Речь внешняя и внутренняя

Из различных методов сокращения артикуляции наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического по­стукивания. Этот метод разработан Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи.
Понятие внутренней речи для нас очень важно, поэтому давайте разберемся более подробно с тем, что же такое внутренняя речь. А. А. Леонтьев считает, что «внутренняя речь—это речь, которая обслуживает только мышление и не служит, как другие виды речи, целям общения.

Классический пример внутренней речи можно встретить в. любом классе любой школы в тот момент, когда учитель открывает журнал: чтобы начать опрос. Он говорит в раздумьи (обычно про себя, но иногда вслух): «Александрова я уже спрашивал вчера... Белова только что пришла после болезни... Васильева спрошу в следующий раз...» «Обычно про себя, а иногда и вслух»,— сказали мы. Вы, вероятно, тоже припомните случаи, когда, решая сложную мыслительную задачу, и вы начи­нали рассуждать вслух. Кстати (в подтверждение теории умственных дейст­вий), маленький ребенок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается производить во всеуслышание, чем иногда крайне смущает взрослых. Внутренняя речь всегда развивается из речи внешней.
Многие психологи думают даже, что внутренняя речь — это скрытая форма внешней речи, т. е. что мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова. Н. И. Жинкин доказал, что чаще всего внутренняя речь вообще перестает быть речью: мы начинаем оперировать не речевыми единицами—звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, об­общенными схемами и т. д. Доказывается это очень простым способом, с по­мощью ритмического постукивания.
Суть в том, что внешняя речь разверты­вается во времени: слова произносятся последовательно, одно за другим, на каждое тратится доля секунды, различная доля, в зависимости от длины слова.




AMIRRA.com.ua
Центр интеллектуального развития

© 2011 Все права защищены
Главная Авторская методика График занятий Скидки Отзывы